Днем начала блокады Ленинграда стало 8 сентября 1941 года, когда враг захватил Шлиссельбург и взял под контроль исток Невы, окружив город с суши. Во вражеском кольце оказалось около пяти тысяч квадратных километров, более полумиллиона военных и почти три миллиона гражданских.
Окончательно блокаду сняли лишь 27 января 1944 года, спустя 872 дня после ее установления. В публицистике и литературе закрепилась формулировка «девятьсот дней блокады».
Что помогло выжить тысячам ленинградцев в тяжелое военное время, когда ежедневно бомбили город, когда порция еды в сутки – это 125 грамм хлеба, а мороз и голод сковали жителей Ленинграда изнутри… Со временем появилось понятие «символы блокадного Ленинграда» - это вещи, работа, имена, фамилии, которые помогали не умереть, заставляли вставать и идти работать, разговаривать, читать… На экскурсии, приуроченной к 27 января, дате снятия блокады Ленинграда, в Школьном историческом музее побывали ученики 1-2 классов. Руководитель музея – Колесник Дарья Владимировна – рассказала ребятам о таких символах, часть которых представлена в небольшой экспозиции музея.
В первые дни блокады на улицах Ленинграда установили полторы тысячи громкоговорителей, которые оповещали о воздушной тревоге и вражеских налетах. В прямом радиоэфире тревогу объявлял диктор Михаил Меланед, которого называли ленинградским Левитаном. Но об опасности предупреждал и метроном: быстрый ритм - воздушная тревога, медленный - отбой. Звук метронома стал символом несгибаемости ленинградцев.
Значок «светлячок»
Фосфоресцирующие значки «светлячки» помогали людям передвигаться в полной темноте: возможно, они были покрыты радиоактивным «светосоставом постоянного действия» - солью радия в сочетании с фосфором. Также значки делались из использованных металлических банок, коробок, листов ржавой жести, обрезков целлулоида, лоскутов, кусочков проволоки, кожи, картона, бумаги.
После экскурсии ученики с классным руководителем Клюевой Юлией Владимировной приняли участие в мастер-классе по изготовлению светлячков, использовали светоотражающую разноцветную бумагу и ножницы, светлячки решили изготовить в форме звездочек.
Бидон, кружка, котелок. Нехватка воды — одна из главных проблем блокадного Ленинграда. Чаще всего бомбежкам подвергались именно водопроводные станции и очистные сооружения. К началу 1942 года вода вообще перестала течь из кранов. За водой шли к рекам и каналам. Жители Ленинграда вспоминают в «Блокадной книге»:
«Мы на коленочки вставали около проруби и черпали воду ведром. Я с папой всегда ходила, у нас ведро было и большой бидон. И вот пока довезем эту воду, она, конечно, уже в лед превращается. Приносили домой, оттаивали ее. Эта вода, конечно, грязная была. Ну, кипятили ее. На еду немножко, а потом на мытье надо было. Приходилось чаще ходить за водой». Воду также черпали кружками и ведрами.
До лета 1942 года ленинградцам приходилось брать воду из рек или растапливать снег и лед с крыш домов. Позже водоснабжение квартир было восстановлено, но не выше первых этажей, поэтому, чтобы умыться или набрать воды, жители собирались у кранов во дворах.
Символами также считаются санки, кусочки в 125 граммов хлеба, заклеенные крест-накрест стекла окон, детские игрушки и многое другое.
В нашей школе экспозиция, посвященная войне, небольшая, но ежегодно ее дополняет работа учителей и ребят: чтение стихов, книг, фотовыставки и конкурсы изобразительного творчества.
Классный руководитель: Клюева Ю.В.